Стиг ларссон девушка татуировкой

Стиг Ларссон Миллениум: Девушка с татуировкой дракона, Девушка, которая играла с огнем, Девушка, которая взрывала воздушные замки

ПАРТИЗАНЫ В ЭФИОПИИ, ИНОПЛАНЕТЯНЕ В ГРЕНАДЕ И КОММУНИЗМ В СЕРДЦЕ:


20 фактов, которые заставят вас по-новому взглянуть на знаменитую трилогию, Стига Ларссона, Микаэля Блумквиста и девушку с татуировкой дракона Лисбет Саландер.

1. В ходе расследования Микаэль Блумквист посещает северный лен Вестерботтен, где прошли детские годы Стига Ларссона.

В 1955 году Эрланд Ларссон и Вивианне Бострём «скинули» своего первенца на дедушку и бабушку. В суровых условиях для жизни прошли лучшие годы Стига.

Северин Бострём был коммунистом и антифашистом, а потому во время Второй мировой войны его арестовали и отправили в лагерь для «неблагонадежных» лиц (несмотря на нейтралитет, Швеция довольно лояльно относилась к нацистам). Ему посчастливилось остаться в живых и вновь обрести свободу.

После войны Северин вместе с женой поселился в доме на опушке леса. Разделенная на кухню и единственную комнату избушка не имела «городских» удобств ─ ни санузла, ни воды, ни даже электричества. Единственный источник тепла ─ печка, стены ─ всего лишь два ряда досок с опилками между ними.

Оказавшись с годовалым младенцем на руках, Северин нанимался на мелкие работы к окрестным фермерам, брался за починку велосипедов и моторов.

До деревенской школы подросший Стиг добирался, в зависимости от времени года, на велосипеде или лыжах. Зимой световой день в Вестерботтене столько короткий, что лыжню Стигу чаще освещало не солнце, а луна. Добавьте 40-градусный морозец… Ух!

Стиг Ларссон

2. В романах Ларссона в семьях царит отчуждение, а женщины, исключая сестру Микаэля, являются плохими матерями.

Похоже, Стиг переживал собственную неприкаянность. В 1962 году дедушки Северина не стало. Бабушка и внук помыкались с полгода, но в 1963-м девятилетнему Стигу пришлось-таки переехать в Умео к родителям.

Папа и мама вечно пропадали на работе, к тому же Вивианна была активисткой и членом горсовета от социал-демократов. После выборов Вивианна шутила: «Ничего удивительного, ведь меня знает весь город!», намекая на то, что заведует магазином готового платья и хорошо знакома покупателям. Стиг очень привязался к матери, однако их отношения напоминали дружбу, а не нежность. К сожалению, Вивианна умерла раньше срока.

С младшим братом Иоакимом Стиг, похоже, не был близок: повзрослев, они редко общались, и Стиг даже не появился на свадьбе Иоакима. Не самые гармоничные, по всей видимости, были и отношения с отцом: когда Стиг скоропостижно скончался накануне триумфального издания трилогии, Эрланд Ларссон в первый же год после смерти сына то публично обзывал его горюющую «гражданскую вдову» Еву Габриэльссон невменяемой, то предлагал ей заключить с ним брак по расчету.

В 16 лет Стиг ушел из дома.

Нуми Рапас в роли Лисбет Саландер

3. Лисбет — имя девушки, которую на глазах 15-летнего Ларссона изнасиловали его друзья во время туристического похода по окрестностям Умео, и Стиг им не помешал.

Когда позже мальчик встретил Лисбет в городе и подошел извиниться, она закричала: «Пошел вон, ты такой же, как все!» Стиг жил под гнетом этой вины и всю жизнь был ярым феминистом.

Помимо вышедших посмертно художественных произведений, Ларссон неоднократно выступал в прессе против дискриминации женщин и совместно с коллегами издал книгу-исследование «Спор о чести: феминизм или расизм», в которой доказывал, что насилие над женщинами не случайность и не культурные предрассудки, а носит систематический характер: женщин каждый день подвергают насилию и в Индии, и на Сицилии, и в Швеции, и во всем мире.

Не посвященная в такие тонкости актриса Руни Мара, американская исполнительница роли Лисбет Саландер, заявила в интервью, что не считает Ларссона феминистом. А кто-то из журналистов даже блеснул идеей, что внимание писателя к теме насилия обусловлено его склонностью к садомазохизму. На самом деле в романах Ларссона не просто много насилия ─ в них много правды.

4. Все описанные в трилогии убийства произошли в реальности, вплоть до мельчайших подробностей.

Стиг Ларссон не предавался фантазиям, «музой» писателя стали отчеты криминалистов, а об опасности, которая грозит слишком въедливым журналистам, знал по собственному опыту и опыту близких друзей. Ларссон просто объединил разрозненные трагедии единым сюжетом.

Рецензенты часто называют произведения Ларссона «стильными и увлекательными», не подозревая, что дают подобную характеристику реальным преступлениям.

5. «18% женщин Швеции хоть раз подвергались угрозам со стороны мужчины», ─ первое предложение первой части первого романа Стига Ларссона, который он озаглавил отнюдь не «Девушка с татуировкой дракона», а «Мужчины, которые ненавидят женщин».

Каждая пятая женщина во внешне благополучной стране живет в страхе, и этому есть объяснение, но нет оправдания! Вот та главная мысль, ради которой Стиг сел за печатную машинку.

Эпитет «энциклопедия всех форм насилия и дискриминации, которым подвергаются женщины» дан трилогии Millennium не случайно. Сексуальное изнасилование ─ не единственный пример. Жертвой насилия, совершаемого исподтишка, тихой сапой, в третьем томе становится даже Эрика Бергер: подчиненные-мужчины унижают главного редактора Svenska Morgonposten, то размещая на первой полосе запрещенную ею статью, то меняя выбранные ею заголовки.

Примечательно, что та же участь постигла феминистический роман Ларссона: шведский заголовок французы изменили на «Человек, который не любил женщин», а американцы ─ на коммерчески успешный tattoo-advertising.

Нуми Рапас: Девушка, которая играла с огнем

6. Воспитание в духе Вестерботтена: для Стига Ларссона мораль может противоречить закону, но неотделима от мести, и Лисбет Саландер воплощает его идеал нравственной личности.

Дать сдачи, если тебе или другу нанесена обида, ─ твоя обязанность, даже если придется годами ждать подходящего момента. Разные герои трилогии Millennium говорят об этом не раз и не два.

Окружающие считали Стига Ларссона очень мягким человеком, интеллигентом-чудаком, не умеющим считать деньги, не от мира сего. Меж тем, в нем был жесткий стержень, и почти ветхозаветная, мстительная тяга к справедливости ─ неотъемлемая черта его личности. Подростком Стиг в драке лишился переднего зуба, но позже подкараулил обидчика и неожиданно напал, навсегда отбив у врага желание с ним связываться. Рот все равно пришлось «украсить» золотом. Повзрослев, Ларссон стал непримиримым борцом за справедливость.

Такова и Лисбет. Оправдывать подонков фактом, что в детстве они сами подвергались насилию, девушка не согласна: «Уж больно красиво получается — каждой сволочи всегда есть на кого все свалить». Про одного преступника она говорит: «У …, как и у любого другого, был шанс дать сдачи. Он сделал свой выбор. Он убивал и насиловал, потому что ему это нравилось». Про другого: «… не единственный ребенок, которого жестоко избивали. Это не дает ему права убивать женщин. Этот выбор он сделал сам». Каков выбор ─ такова и ответственность.

Специфичная атмосфера романов Ларссона и даже его «странный», по мнению ряда критиков, язык ─ отражение нордических нравов Вестерботтена, где Библия и суровые ветхозаветные догмы имеют сильное влияние на души и умы. А вообще в Швеции церковь являлась частью государственного аппарата аж до 2000 года, так что даже атеисты в стране были лютеранами от рождения. И платили налог на церковь — 1% от доходов.

Стиг Ларссон

7. Впервые свои силы в писательстве Ларссон попробовал в 17 лет, а в журналистике ─ в 18, но неуспешно.

В 1971 году научно-фантастический журнал Jules Verne Magasinet получил рукопись рассказа «The Crystal Balls and The Flies». В сопроводительном письме юный автор Стиг Ларссон сообщал, что он «парень из Умео, который мечтает стать писателем и журналистом». Или то была проба пера его однофамильца, будущего поэта и драматурга? Увы, творческий порыв не оценили, и рассказ не опубликовали.

В 18 лет на мероприятии в поддержку Национального фронта освобождения Южного Вьетнама Стиг встретил любовь всей своей жизни ─ Еву Габриэльссон. Девушку впечатлил умный и говорливый юноша, и она предложила содействие в публикации его политических воззваний. Отец Евы был журналистом, а многие шведские СМИ регулярно делают подборку мнений рядовых граждан по самым разным вопросам.

Смущенный Стиг долго отнекивался. Когда же его комментарий вышел в газете, был так воодушевлен, что подал документы в школу журналистики, но провалился и вновь разочаровался в своих силах.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть