Стили татуировок для мужчин

  • Главная
  • история тату
  • стили тату
  • галерея
  • Напишите нам
  • контакты

стили тату

old-school (старая школа) Стиль, отличающийся четкими толстыми контурами, с однотонной заливкой ярким цветом, как правило, без оттенков. Изображались в основном простые картинки, несущие какой-либо смысл. Тату, в большинстве случаев, не имела художественной ценности, здесь сам факт наличия татуировки имел значение. В настоящее время наличие такой татуировки имеет несколько ироничный характер.


Эти тату ценятся из-за их обращения к прошлому. Самые распространенные old-school изображения — это морские символы (якоря цепи, русалки), стилизованные лица симпатичных девушек, коллажи из цветов (как правило, роз) и холодного оружия. Очень популярны черепа, сердца, окруженные девизом, именами или значимой датой.

Это направление в татуировке появилось среди моряков 18-19 веков, которые посещали острова Полинезии, где и увидели впервые татуированных людей. Жизнь в море была весьма сурова, и выживали только сильные мужчины. Моряки, постоянно находясь во власти ветра и моря и завися от всех капризов природы, были очень суеверны. Они свято верили в то, что рисунки на их телах защитят от падения за борт, от пасти акулы, от кораблекрушения. Татуировки определенного типа делались при пересечении экватора или при прохождении вблизи мыса Горн, при посещении стран Востока и пр.

Весьма распространёнными изображениями в то время были парусники на груди, а также пушки на филейных частях тела. Несмотря на разгульный образ жизни, многие из моряков татуировали на себе молитвы или другие тексты религиозного содержания. По их мнению, это должно было напоминать о благочестии и защитить от сурового телесного наказания, которое в ту пору практиковалось довольно часто.

И конечно, многие в море думали о своих семьях и девушках, которых оставили в порту, или даже в нескольких портах! Поэтому татуировки русалок и девушек, сердца и имена любимых, обереги — якоря, талисманы — ласточки и дельфины всегда нравились морякам. Впоследствие, тату приобрела массовый характер, и образовалось целое направление, которое называется — old school.

traditional (традиционный стиль) Стиль traditional — это неотъемлемая часть old school. Многие тату-мастера вообще не видят между ними разницы. Однако, будет не совсем корректно объединить их в одно целое, так как со временем «смысловое» тату перестало быть прерогативой только моряков и путешественников. Очень быстро она интегрировалась в другие социальные прослойки общества. А поскольку ношение тату в приличном обществе осуждалось, то криминальная и армейская среды восприняли новое веяние на «ура».

В конце 19-го — начале 20-го века татуировка еще не приобрела эстетического значения, продолжая носить смысловую нагрузку. В это время был расцвет уличных балаганов и всевозможных цирков, в программах которых, наряду с клоунами, толпу развлекали странные люди. Сначала это были «дикари», а затем и европейцы, чьи тела были покрыты рисунками-татуировками. Тогда traditional уже откололся от old school и стал развиваться самостоятельно, впитав в себя традиции многих народов. Поэтому сейчас тяжело объяснить, что же это за стиль такой. Для России традиционными тату с одинаковым успехом можно назвать и тюремную татуировку («Не забуду мать родную» или купола на спине криминальных авторитетов), и изображение парашюта с годами службы в ВДВ.

Понятие «traditional», как направление в тату, ввели американцы приблизительно в 60-х годах 20-го столетия, когда стало ясно, что понятия old school уже недостаточно, так как появилось новое направление, названное традиционным.

traditional-тату выполняются в примитивной технике и не отличаются высокохудожественным сюжетом и глубоким содержанием. Рисунки делались на самых разных частях тела и выполнялись, как правило, без теней, с небольшим количеством цветов и толстым контуром.

tribal (трайбл) Самый распространенный в конце 20 — начале 21 века стиль. Он же «абстракция», как многие его называют. Представляет собой геометрический рисунок, состоящий из прямых и изогнутых линий, как правило, заостренных на конце, обладающих плотной заливкой черного или синего цвета. Узоры складываются в рисунки, символизирующие какие-либо предметы, растения, изображения животных, мифических существ и т.д.

Как и old-school, tribal в свое время был привезен моряками с островов Полинезии (Tribal — племенной, родовой). Кстати, слово тату (tatau) тоже оттуда. Оно напоминает звук (ta-tau) инструмента, с помощью которого полинезийцы наносили свои татуировки.

Благодаря матросам стиль tribal приобрел широкое распространение, даже вытеснив родные мотивы old-school.

Появление в 1982 году журнала Tattoo Time породило настоящий бум tribal — тату. Название первого номера журнала — «Новый трайбализм», и в нем описывались особенности национальных татуировок с Самоа и Борнео. Именно они открыли заново миру стиль tribal. Кроме того, татуировки в виде черного витиеватого узора ослабили негативное отношение общества к татуировке как явлению. Узором в стиле tribal можно украсить или дополнить практически любой рисунок. С помощью него можно сделать так называемый cover up — закрыть старую тату. С тех пор tribal — один из самых распространенных стилей в татуировке. Помимо самостоятельного использования, tribal также можно совмещать с другими изображениями, в результате чего получаются весьма интересные рисунки.

Несмотря на кажущуюся привлекательность рисунка, многие тату-мастера не хотят делать рисунки в этом стиле, мотивируя тем, что сейчас появилось много тату-направлений, способных полнее раскрыть потенциал татуировщика как художника.

celtic (кельтский стиль) Всем известные «плетенки» в изображениях встречались на всей территории Евразии с древних времен. По всей видимости, родоначальниками стиля можно считать как скифов и сарматов, так и кельтов. Однако история этих племен очень интересная и пересекается с готами и норманами. Не стоит забывать, что где-то пару тысяч лет назад римляне внесли свою политику и культуру во все эти этносы. Правда, способ ассимиляции римской и кельтской культур мы знаем по историческим книгам и фильмам. Византийская империя также поучаствовала в создании стиля. Далее, вобрав в себя культуры римлян и византийцев, скифы пришли на Русь.

Вот это и было началом того, что мы называем celtic. Поэтому, сказать, кто же был родоначальником, невозможно. Соответственно, и в тату наблюдается разнообразие стилей.

Известно, что в древности кельты часто украшали свои тела татуировками. Их сложность связана со стремлением повторить или имитировать все многообразие и сложность самой природы. Порой рисунок кельтской татуировки больше похож на головоломку: сложные переплетения, не имеющие начала и конца, узлы в спиралях и лабиринтах, являются отображением временных циклов и смен времён года.

— узор без начала и конца символизирует непрерывность течения жизни, связь и неразрывность всех вещей и явлений во вселенной, постоянную борьбу жизни со смертью.

— узел — это место пересечения неба и земли, связь тела и души;

— лабиринт является символом жизненного пути;

— спираль олицетворяет духовный рост.

Еще один важный символ — кельтские птицы. Они являлись символами свободы, высоты духа, не привязанного к земле, спокойно общающегося с небом. Птицы помогают людям общаться с небесами, получать знаки богов. Некоторые значения тату-птиц приведены ниже:

— ворон — это птица предсказаний;

— голубь — символ любви и духовности;

— фазан — это птица предвидения;

— куропатка — птица хитрости;

— утка — птица, символизирующая единство земли и неба.

Главными элементами орнамента кельтов являются петли, линии и спирали. Наиболее частые сюжеты татуировки — кельтские узоры, изображающие кельтский крест, кельтский узел. Их наносят на спину, грудь, а также вокруг голени и на предплечье. Бесконечность переплетений символизирует нескончаемость жизни. Изначально кельтские узоры выполнялись в черном цвете, но сегодня все более популярными становятся татуировки, использующие и другие цвета.

Сейчас celtic— это смесь узоров, орнаментов, в которые могут быть вплетены изображения животных или растений. Так же, как и в случае с tribal, узор может быть фоном или обрамлением для другого рисунка. При этом, в отличие от традиционного представления, современные тату-мастера могут достигнуть эффекта объема в стиле celtic.

iredzumi (японский стиль) Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды, связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.

Согласно одной из теорий, японская татуировка иредзуми была заимствована из Китая, где она была известна ещё в XI веке до н.э. По другой — татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 70 по 250 год до н.э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остаётся третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660 — 585 год до н.э.) носил настолько эффектные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путём взлётов и падений. Пик её популярности пришёлся на эпоху Эдо, а падение — на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи — ревностного конфуцианца. Впрочем, между этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью. Наиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки — это её обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней — заканчивается на бёдрах.

Принципам композиции, сформировавшимся ещё в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:

— асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;

— введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;

— фигуративный характер ведущих мотивов;

— обведение большинства мотивов отчётливо вырисованным декоративным контуром;

— старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;

— заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом;

— использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтоб придать картине на теле визуальный эффект, подчёркивающий движение, использовались знания размещения мышц. Так, мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая её экспрессивной.

— соски и пупок использовались не для подчёркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;

— динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, пленённых обаянием гейш);

— заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов.

Тематику японской татуировки можно условно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:

— хризантема — символ настойчивости и решительности;

— пион — символ богатства и успеха в жизни;

— цветок сакуры, у которой «самурай отдаёт жизнь за своего господина так же безропотно, как опадают лепестки сакуры, даже при лёгком дуновении ветра». Это символ проходящего времени и непрочности жизни;

— лист клёна, несущий в себе ассоциации, подобные красной розе в европейской татуировке.

К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:

— дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;

— карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;

— тигра — символа бесстрашия.

Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотивы, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется волна, служащая для обогащения фона и подчёркивания фактуры тела.

Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов. Встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актёры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было изображение портретов личностей под углом зрения «три четверти» и никогда — фронтально, что отвечало перенятому в «укийо-е» принципу.

Несмотря на то, что Япония — одна из самых индустриально развитых стран, японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука, с прикреплёнными к ним иглами. Для нанесения контура рисунка используют от одной до четырёх иголок, для заполнения поверхности рисунка — комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев — клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться.

Вся его работа делиться на пять фаз, и у каждой своя специфика:

— «Судзи» — нанесение эскиза всей композиции при помощи чёрной туши или специального красителя.

— «Отсуми» — выделение и закрепление контура рисунка.

— «Бокаси» (оттенивание) — накалывание кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона.

— «Тсуки-хари» («тсуки» — пробивать, «хари» — связка иголок) — неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи лёгких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются глубже в тело.

— Хане-бари" («хане» — отскок, «бари» — процесс татуирования) — придание руке незначительного замаха. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» — наиболее сложная процедура. Чаще всего японские татуировщики используют чёрный и красный пигменты, реже — бронзовый, и лишь в исключительных случаях зелёный и жёлтый.

Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актёрам, которые увидели в ней не только эстетическую красоту, но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Недаром сама татуировка всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а её обладатели — как объекты, которыми следует восхищаться.

В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актёр Накамура Утаэмон IV. По примеру актёров, мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.

Период на рубеже XVIII — XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведённая в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений. Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости.

Есть и ещё одна разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки — «какуси-боро», выполняемые путём втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности к возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за её особенные свойства: незаметный для окружающих, рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.

Сегодня утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудзы — японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудзы как бы исключают себя из нормального мира и в то же время укрепляют связи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтения последними иконографии и мотивов японских азартных игр.

Сегодня многие мастера тату пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображений. Но лишь единицам удаётся достичь удивительной экспрессии хори-моно — художественной татуировки Страны восходящего солнца.

polynesian (полинезийский стиль) или ethnic (этнический стиль) К этой группе можно отнести элементы татуировки различных племён Индонезии, Австралии, папуасов Новой Гвинеи и, конечно, коренных жителей Новой Зеландии — маори.

Татуировка в Полинезии столь же стара, как и сама её культура. Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почиталась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои старания ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделённый на кабины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже месяцев — до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома «шамана» не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что «мастера высших прекрасных рисунков» сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а остальным «такой красоты не иметь никогда».

Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или обломки морских ракушек. Изобилие и изысканность нательных рисунков считалось знаками благородного происхождения, так что покрывать узорами все тело имели право лишь вожди и их ближайшие родственники. Тех же, кто устрашался болезненного обряда, ждало жестокое наказание на том свете. Женщины также шли на страдания ради красоты. «Мы просто обязаны иметь на своих губах несколько линий, — были убеждены прекрасные островитянки, — поскольку, когда мы состаримся, наши губы сморщатся, и мы станем очень некрасивыми». И действительно, без рисунка в уголках рта новозеландку никто бы не взял замуж. Один из вождей маори, коренного населения Новой Зеландии, разбогател на продаже европейцам голов своих подданных, покрытых татуировками.

Новозеландский исследователь Д. Коуэн представлял маори как «выдающихся скульпторов лица во всей истории человечества». «Моко», по его мнению, было достойно внимания потому, что выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения «Моко» (кроме жителей Маркизских островов, оно не было известно ни одному из полинезийских племён) можно усмотреть аналогии с техникой резьбы по дереву. Знаками, воплощёнными на ягодицах и бёдрах людей, чаще всего были спирали или изломанные линии, находившиеся в тесной связи с узорами, широко применявшимися в резьбе по дереву. Полинезийцы покрывали татуировкой все тело, в то время как среди маори для татуировок отводились лишь определённые части тела: распространённость татуировки по коже была ограничена. У мужчин татуировка делалась на лице и области от пояса до колен, у женщин — только на лице. Однако некоторые женщины маори носили и мужские татуировки «Моко». Классический тип «Моко» имел следующие мотивы:

— спиральные узоры на подбородке, называемые пу-кауваэ;

— серии параллельных закруглённых линий от подбородка до ноздрей (ререпехи);

— две большие укрупнённые спирали на щеке (пае-пае);

— спирали на носу, называемые ререпи и понгианга;

— серии лучеобразно расходящихся от носа искривлённых линий; они шли над бровями и опускались к ушам (тивхана).

Рисунок на верхней части лба называли пухоро, а в нижней — тити. Богатый орнамент «Моко» состоял, главным образом, из спирали, волн, лент и меандр, создающих композицию. Характерной чертой «Моко» было симметричное расположение рисунков. Помимо нижних частей тела, мужчины татуировали грудь и запястья, что помогало определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Случалось, что татуировкой украшали интимные места и даже язык. Некоторые исследователи татуировки маори подчёркивали зависимость степени старательности в выполнении «Моко» от общественного ранга его обладателя. Наиболее сложные и технически доработанные татуировки были у лиц высокого происхождения. Полное же отсутствие «Моко» на лице лишало члена племени прав на возможности выполнять общественные функции и фактически низводило его до положения раба. Таких мужчин часто называли папа-теа, что означало «пустое лицо».

Именно благодаря «Моко», вытатуированному рисунку на лице, этот народ стал известен во всем мире. Как-то один европейский художник попытался нарисовать старого маори. Когда он закончил, все были удивлены сходством картины с оригиналом. Только сам туземец остался недоволен: он взял холст и на обратной стороне изобразил орнамент: своё «Моко». «Вот так я выгляжу — пояснил полинезиец, — а твоя мазня бессмысленна». И, тем не менее, несмотря на мастерство, которого достигли полинезийские жрецы, по сути, они оставались лишь искусными ремесленниками, связанными традиционными мотивами своего народа.

biomechanics (биомеханика), он же cyber-punk (кибер-панк), он же high-tech (хай-тек). Это направление — попытка человека соединить живое и неживое. Иначе говоря — это слияние человеческого тела с механическими суставами, соединениями, микросхемами и т.д. При этом, как правило, все изображается максимально реалистично, что довольно выгодно отличает этот стиль от других. Используется в основном чёрный цвет и его градации, однако последнее время нередки случаи добавления других цветов.

Это направление зародилось в конце 70-х годов ХХ века. Скорее всего, флагманами биомеханики выступили сами татуировщики, занимающиеся новациями в бодимодификации, и страдающие от химической зависимости кибер-панки. Определённо, прототипом для «живых полотен» послужили изображения персонажей из современных футуристических фильмов («Тварь», «Чужой» и т.д.). Другим символом cyber-принадлежности стали стилизованные сюжеты этнических направлений. Механические членения, орнаменты из компьютерных знаков, полотна Х.Р. Гигера, части тела, похожие на механические приборы, урбанистические сюжеты и просто наборы геометрических фигур, однотонно выкрашенные руки (каждая — в свой цвет) — все это смело можно причислить к кибернетическому стилю.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть