Татуировка вокруг рта маори

Моко маори

Маорийское тело — это тело тату, или тело Моко. Это тело-символ, несущее в себе информацию о жизненном пути человека, о его связях с пространственными силами.

Для маори, населяющих южную часть Океании, татуировки являются способом развития себя, укрепляя их связи с потусторонним миром. Этот элемент маорийской культуры является не прикладным или декоративным, а основополагающим. Всю полноту значимости татуировок для маори оценить непросто. Для этого потребуется провести аналогии с широко известными культурами, где татуировки также играют важную роль, но никакой пример не будет в полной мере точным, так как культура татуировок маори скрывает не только уникальную красоту, но и глубину. Это объем знаний, опирающийся на космогоническое видение маори.


Священный орнамент

Вплоть до наших дней маори сохранили священное отношение к моко (moko, татуировка, маорийск.). Маори убеждены, что моко можно наносить только на тело маорийца. Однажды я был свидетелем ритуала татуирования представителя этого народа, и один из присутствовавших австралийцев попросил сделать ему такую же татуировку. Отказ был столь категоричным, что это вызвало у гостя сильную реакцию, после чего ему прочитали целую лекцию о значимости татуировки для маори.

Конечно, при большом желании сделать сегодня маорийскую татуировку можно, но на самом деле здесь не все так просто. Помимо того, что моко несет в себе определенную энергетическую нагрузку на тело и сознание человека, о чем могут знать лишь посвященные, известны случаи ярой реакции самих маори на подобную самодеятельность.

Так было, например, с боксером Майком Тайсоном, который вдруг решил украсить себя маорийской татуировкой. Маори строго осудили его, обвинив в невежестве и непонимании действительного смысла моко, а глава одного из племен и вовсе провозгласил, что ни один человек в мире не имеет права использовать священный орнамент в декоративных целях.

Маори — коренные жители Новой Зеландии. Это племя относится к полинезийской группе народов, переселявшихся из юго-восточной Азии на острова Полинезии в несколько этапов. На языке маори слово «mаori» означает «нормальные», «естественные» или «обычные», что показывает отличие людей от богов и духов. Маори почитают общеполинезийских богов — Тангароа, Тане, Ту, Ронго. Также у них распространен культ предков. В настоящее время в Новой Зеландии (маори называют ее Аотеароа, что означает «Страна белого длинного облака») проживает более 500 тысяч маори — около 14% общего населения страны. До маори в Новой Зеландии проживал другой народ, по-видимому, также полинезийского происхождения. Предания маори сохранили свидетельства встреч с этим племенем, которое они впоследствии потеснили. Первыми же европейцами в Новой Зеландии были моряки голландского капитана Тасмана (1642 г).

Полинезия — обширная часть Океании, охватывающая территорию от Гавайского архипелага на севере до Новой Зеландии на юге и острова Пасхи на востоке (также в Океании выделяются Меланезия к северо-востоку от Австралии, и Микронезия — небольшая группа островов). Этнический тип полинезийцев — смешанный, присутствуют черты европеоидной и монголоидной рас, в меньшей степени негроидной, несмотря на очевидную схожесть языков жителей Полинезии и острова Мадагаскар.

Слово «тату» в большинстве полинезийских языков означает «схема, изображение, рисунок» и отражает всего один из прикладных аспектов моко. Для маори татуировка имеет большoе значение. Моко — это проявление всех уровней бытия: от обозначения социального статуса до выявления тех или иных энергетических соответствий в теле. Татуировки в Полинезии играли роль, аналогичную обозначению меридианов в китайской медицине. Их линии и узоры фиксировали связь биоактивных зон в теле. По сути, единый узор татуировки маори — это отображение энергетической карты человека.

Татуировка как фиксация внутренних связей и способ развития

Являясь узором, связанным с внутренними процессами в теле и сознании человека, татуировка не только фиксировала уже произошедшие в жизни изменения, но и влияла на грядущие перемены. По сути, моко — это целая система знаний, определяющая развитие и жизненный путь маорийцев — как мужчин, так и женщин.

Различия между мужскими и женскими татуировками маори довольно существенны. Тела женщин татуируются куда меньше мужских. По всей вероятности, это связано с тем, что тело женщины рассматривается в этой культуре как внешне завершенное, соответственно, ее внутренние процессы в меньшей степени нуждаются в коррекции с помощью моко. Ей необходимо в большей степени эмоциональное питание, поэтому татуирование женщины чаще всего происходит лишь в области губ и подбородка.

Мужское же тело, по мнению маори, — «внешнее», оно находится в большей связи с макрокосмическими процессами, и ему необходимо создание дополнительных внутренних энергетических связей для правильного развития. Помимо этого, моко используется еще и для фиксации уже имеющихся связей. Поэтому чем совершенней сознание и энергия маорийца, тем более сложный орнамент наносится на тело. Основными местами нанесения татуировки у мужчин являются бедра, плечи и лицо. В этом процессе очень важна точность, чтобы не нарушить, а укрепить внутренние связи в теле. Также очень важна симметричность узоров, равномерно распределяющая силу, зафиксированную в линиях рисунка.

Интересно то, что в других полинезийских культурах, за пределами Новой Зеландии, тело женщины татуируют больше. Причин здесь может быть несколько. Различным может быть понимание тела женщины, также возможно, что общие для полинезийцев знания были утрачены у маори. Если мы обратим внимание на племена, населяющие Маркизские острова, то заметим, что их женщины татуированы «богаче», обильнее. Кроме того, татуировка у этих племен более рельефна и в большей степени отражает уже свершившиеся в жизни человека процессы.

Наиболее вероятная причина подобного разделения заключается в том, что маори переселились в Новую Зеландию в период с VIII по XII век, и с тех пор их культура развивалась самостоятельно. Безусловно, сказалась и уникальность факторов среды — ни один из островов Полинезии и близко не сравнится с Новой Зеландией по размерам, что ставит ее культуру в особое положение.

Самые долговечные татуировки живут дольше владельцев

При всем разнообразии орнаментов татуировки маори объединяет одна особенность: татуировка является ключом к познанию мировоззрения маори, их представлений о возможностях и путях развития человека. Сущность каждого человека, с точки зрения маори, представляет собой сферу, в которой происходит то или иное изменение, в зависимости от качества проработки энергии тела и сознания. Маори рассматривают татуировку как код, показывающий работу тела по отношению к этой сфере. В отличие от физического тела, моко бессмертно — убеждены маори. Рисунок создает самостоятельную энергетическую структуру, которая продолжает существовать и после физической смерти человека.

Поскольку маори рассматривают тело не просто как физический объект, а как определенный сосуд, вместилище силы, взаимодействующей с окружающим пространством, то и нанесение татуировки есть не что иное, как внешнее проявление этого объема и его регулирование. Будучи связанной с внутренней структурой человека, каждая татуировка имеет свои внешние особенности и характеристики. В зависимости от своего энергетического наполнения и решаемых на конкретном отрезке жизни задач, рисунок татуировки может быть как совсем простым, так и очень сложным.

Структура лица разделена на 13 частей, символизирующих 13 лунных месяцев. Из этого следует, что в культуре маори развитие человека связывается с некоей фигурой, являющейся, в свою очередь моделью Вселенной. Геометрические параметры этой фигуры указывают на принципы древней лунной астрономии. При этом татуировки наносятся так, что их узоры связываются с железами внешней и внутренней секреции.

Если у человека отсутствует татуировка, то о нем говорят, что он еще не приобрел тело. Такие люди называются папа-теа (люди без тела, papa-tea, маорийск.). Иногда встречаются и ассиметричные татуировки. Они являются указанием на различные сбои в энергетической структуре человека и решают вызванные этим трудности. Интересно, что центром тела у маори является нос, вернее, кончик носа, по отношению к которому и строится моко.

Для татуировок различных полинезийских народов характерно разделение по географическому признаку. Центром татуировки у племен, живущих севернее экватора, является низ живота. Те племена, что живут ниже экватора, ориентируют линии своих татуировок по отношению к лицу. Это весьма существенный аспект, поскольку энергия в теле меняет свою направленность.

Из этого можно заключить, что правильно татуированный человек испытывает определенные ощущения, на которые ориентировано его тело и сознание. И если тату наносится по законам симметрии, в соответствии с пропорциями человеческого тела, то это также оказывает воздействие на определенные центры человека, связывая их не только по поверхности тела, но и внутри него.

Сакральная анатомия маори

Любопытно, что «внешние» татуировки маори имеют соответствие с представлениями китайской медицины о «внутренних» энергетических меридианах тела. Также, по мнению исследователя татуировок Стива Гилберга, правильно сделанная татуировка помогает освободить, разблокировать ненужную энергию. Это говорит о глубоком понимании человеческой природы в культуре маори.

Поскольку задачей этой статьи является необходимость показать татуирование как метод отображения и корректировки строения тонкого (энергетического) тела человека, которым руководствовались люди древности, и как систему, направленную на изучение и понимание тела, то давайте остановимся на данном аспекте. Кратко отметим лишь, что татуировка у маори выполняет множество функций: защита, нанесение тайных надписей, заключавших знания о роде, его особенностях. Далее укажем основные принципы сакральной анатомии маори, на которых основываются рисунки моко.

  • Татуировка — часть тела, при этом она привязана к пространству, то есть она является пространственной, учитывающей трехмерное пребывание нашего тела в универсуме.
  • Каждая часть тела имеет свои задачи, при этом все части тела связаны друг с другом. Тело делится на части, у каждой из которых свои локальные задачи, где энергия развивается по законам, присущим конкретному фрагменту.
  • Тело симметрично по отношению к своей центральной оси, связывающую левую и правую части.
  • Тело центрировано по отношению к носу.
  • Рисунок имеет точные геометрические параметры, которые ориентируют тело человека по отношению к универсуму, а затем уже к самому телу.
  • Рисунок состоит из особых узоров и спиралей, которые призваны сохранять энергию в теле. Согласно верованию маори, все вещи имеют силу, дух вариа (waria, маорийск.), который создает эссенцию существования манна (mana, маорийск.). Правильно нанесенная татуировка направлена на защиту и сохранение этой эссенции. Эти правила сохранения энергии называются тапу (tapu, маорийск.).
  • Рисунок моко раскрывает сексуальность человека как основной источник жизненной энергии, связывающий его с космической ночью По (Po, маорийск.). Кроме того, рисунок стимулирует определенную реакцию людей на человека — защищая от негативного воздействия одних и привлекая позитивную энергию других.

Тело при помощи татуировки должно «читаться» и пониматься, для этого оно описывается по следующим параметрам:

  • Тики (tiki, маорийск.) — тело имеет форму, представляющую его личностный ритм. После физической смерти эта форма остается.
  • Маная (manaia, маорийск.) — тело должно понимать условия своего развития, заложенные в руках и ногах.
  • Моко (moko, маорийск.) — тело должно иметь личностное выражение, т.е. соответствовать характеру человека.
  • Маракихау (marakihau, маорийск.) — представление личной силы, которая в космогонии маори связана с понятием морского монстра.
  • Пакака (pakaka, маорийск.) — виды усилий, заложенных в том или ином теле. Например, один человек способен больше прыгать, другой — бегать. Так же этот параметр находит свое выражение в представлении различных сил и монстров из мифологии маори.

Согласно учению маори, внешние силы, например — землю или пространство — также можно увязать с энергетической структурой человека с помощью форм и линий татуировки. Такая татуировка является не только объектом связи, но и обладает способностью самостоятельно генерировать энергию вплоть до влияния на внешние для человека процессы. Вспомним о влиянии татуировок на реакцию других людей — оно возникает не только за счет визуального восприятия, а вследствие энергетического взаимодействия на уровне структуры, созданной формой татуировки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что правильно выстроенная структура способна оказывать влияние не только на человеческие реакции, но и на природные процессы.

Структура татуировки — форма и генерируемая ею энергия — в комплексе имеет понятие силы Мауи (Maui, маорийск.). Это место, где может развиваться энергия. Таким образом, правильно татуированное тело имеет место для зачатия, подобно матке у женщины. Таким местом могут служить разные участки тела, где удается соединить и связать энергию. Основными зонами являются лицо, плечи, бедра, колени.

Так что излишне даже говорить, что использование мотивов моко маори без ясного понимания скрытой в них силы является в лучшем случае банальным копированием, не имеющий никакой ценности для человека, а в худшем — неким неправильно нанесенным кодом, способным повредить энергетической структуре тела. Татуировки маори — это не просто экзотический декор. Культура полинезийских татуировок в целом, и моко маори в частности, предстает высокоорганизованным искусством, обладающим уникальными знаниями о способах развития человека. Эти знания, как и многие иные скрытые сокровища полинезийской культуры, еще ждут своих исследователей.

Галерея

Руки

Ноги

Тело

Общие

Tohunga

22 мая 2008

Вид для печати

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть